Херсонский форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Херсонский форум » Новости города » Достопримечательности города Херсона


Достопримечательности города Херсона

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Памятники основателям и строителям города Херсона:
Памятник Г. А. Потёмкину - в Потемкинском сквере (возле областного драматического театра)
Памятник А. В. Суворову - в начале улицы Суворова
Памятник первым корабелам черноморского флота - набережная Днепра, неподалеку от гостиницы "Фрегат"
Памятник Ф. Ф. Ушакову - на проспекте Ушакова,  у входа в Херсонский Морской институт
Памятник Джону Говарду

Памятники выдающимся деятелям истории и культуры:

Памятник В. И. Ленину - площадь Свободы
Памятник Ф. Э. Дзержинскому - вход в парк им. В.Ленина со стороны ул.Кирова
Памятник Т. Г. Шевченко -  в начале бульвара Шевченко, напротив Дворца молодежи (бывший ДКТ)
Памятник Г. К. Орджоникидзе - ул, Нефтянников, у проходной Нефтеперерабатывающего завода

Памятники героям Великой Отечественной войны:

Вечный огонь и Могила неизвестного солдата - Парк Славы
Монумент в честь воинов-освободителей города.
Памятный знак морякам Дунайской военной флотилии.
Памятник Герою Советского Союза И. О. Кулику, руководителю подпольной организации «Патриот Родины» - парк Ленинского комсомола
Памятник Герою Советского Союза М. М. Суботте - парк Ленинского комсомола
Памятник Герою Советского Союза, генералу Д. М. Карбышеву.
Мемориальная доска воинам-портовикам - речной порт
«Пушка-ветеран» - памятник в честь воинов-освободителей города - возле Краеведческого музея.

Достопримечательности города и памятники архитектуры:

Остатки валов и ворот Херсонской крепости XVIII века (парк Ленинского комсомола):

    *
      Петербургские ворота
    *
      Очаковские ворота
    *
      Крепостной колодец
    * Свято-Екатерининский собор
    * Складские сооружения
    * Адмиралтейский арсенал (построен в 1784 г.)
    * Спасский собор (1787 г.) с колокольней (1806 г.)

Ландшафтная модель Херсонской крепости - ботанический сад Херсонского государственного университетеа
Исторический центр города Херсона XIX века с регулярной планировкой
Черноморский госпиталь (1803-1810, архитектор Андреян Захаров)
«Казённый парк» (парк областного лицея, 1868 г)
Святодуховский собор с колокольней (1836 г.)
Резиденция губернатора (1905 г.)
Городская дума (художественный музей им.А.Шовкуненко)
Синагога Хабад (1899 г.)
Греческий квартал с Греко-Софиевской церковью (1780 г.)
Херсонская телебашня
Херсонский областной музыкально-драматический театр им. М.Кулиша
Аджигольский маяк (построен В.Шуховым в 1910 г.) - уникальная гиперболоидная конструкция высотой 70 метров.

0

2

Да))) много разных мест=) Я во многих был.

0

3

неинтересно написано. ни слова о потемкине, а можно было-бы добавить вот что     В Херсоне тело Потемкина было положено в раку в центре церкви св. Екатерины-великомученицы. Императрица заказала мраморное надгробие, но через пять лет, когда она умерла, плита еще не была готова. Потемкин оставался не похороненным. У раки светлейшего молились местные жители и приезжие; в их числе был и Суворов.
Об этих посещениях узнал Павел I и страшно разгневался: даже через семь лет после своей смерти Потемкин продолжал нарушать традиции и приличия. 18 апреля 1798 года император подписал приказ генерал-прокурору Александру Куракину, «дабы все тело без дальнейшей огласки в самом же том погребу погребено было в особо вырытую яму, а погреб засыпан землею и выглажен так, как бы его никогда не бывало». Предание гласит, что на словах император приказал Куракину не только уничтожить все, что напоминало о Потемкине, но и разбросать его кости по Чертову ущелью невдалеке от церкви. Могила была выкопана и снова зарыта под покровом ночи.
4 июля 1818 года архиепископ Екатеринославский Иов Потемкин, кузен светлейшего, распорядился снять плиту пола в церкви св. Екатерины и поднять фоб. Набальзамированное тело оказалось на месте — как это случалось не раз, подданные игнорировали безумный каприз Павла. Говорили, что, уезжая из Херсона, Иов что-то увез с собой. Была ли это урна с частью праха Потемкина?
По воцарении Александра I Потемкин был реабилитирован. Было решено поставить памятник Потемкину в Херсоне. Проект заказали И.П. Мартосу, но скоро работа остановилась из-за очередной ссоры наследников о деньгах — памятник стоил 170 тысяч рублей — и возобновилась только в 1826г. Колоссальный бронзовый монумент, открытый в 1837г., представлял Потемкина в римских доспехах, с мечом, в шлеме с плюмажем, на высоком пьедестале. Во время гражданской войны власть в Херсоне менялась несколько раз, и петлюровцы, мстя за ликвидацию Запорожской Сечи, сняли памятник с пьедестала и поставили во двор местного музея. Во время Второй Мировой войны памятник был то ли вывезен, то ли уничтожен немцами.
Каждое новое вскрытие могилы рождало новые сомнения. В 1859 году еще одна официальная комиссия убедилась, что тело князя на месте. Под полом обнаружили большой склеп, в нем деревянный гроб, в деревянном — наглухо запаянный свинцовый. Местный чиновник Ф. Мильгоф осмотрел склеп и приказал запечатать его снова.
Решено было возвести надгробие — но выяснилось, что никто не заметил точного места, где его надо поместить. В 1873 году очередная комиссия вскрыла захоронение и нашла части свинцового и деревянного гробов, куски золотого позумента и три орденские звезды, а также маленький деревянный ящик, содержащий череп с треугольным отверстием в основании — вероятно, тем, что сделал доктор Массо при бальзамировании, — и остатки каштановых волос. На этот раз над могилой поставили надгробную плиту. Прах Потемкина, если это был он, наконец обрел покой.
Затем произошла революция. Большевики приказали раскопать кладбище при церкви св. Екатерины, где были похоронены офицеры, убитые при осаде Очакова. Пожелтевшие фотографии, сохранившиеся у местного священника, отца Анатолия, представляют жуткую сцену: крестьяне стоят над скелетами в остатках мундиров екатерининских времен; на заднем плане маячит кожанка чекиста.
В 1930 году молодой писатель Борис Лавренев приехал в Херсон, свой родной город, навестить больного отца. Проходя через крепость, он увидел на церкви табличку: «Музей атеизма». Он вошел — в стеклянной витрине темнело «что-то круглое, коричневое». Предмет оказался черепом, а поясняющая надпись гласила: «Череп любовника Екатерины II Потемкина». В соседней витрине стоял скелет с остатками мышц: «Кости любовника Екатерины II Потемкина». В третьей лежала одежда Потемкина — остатки зеленого бархатного кафтана, белых панталон, чулок и туфель.
Лавренев немедленно отправил телеграмму в Наркомат культуры, а когда вернулся в Ленинград, узнал, что херсонский «музей» закрыт. Потемкина снова собрали, положили в новый гроб, гроб поставили в новый склеп и закрыли новой кладкой.
11 мая 1984 года начальник Херсонского отделения службы судебно-медицинской экспертизы Л.Г. Богуславский снова вскрыл могилу и обнаружил «31 человеческую кость [...] принадлежащую мужскому скелету, рост около 185 см [...] возраст — около 52-55 лет»; возраст скелета определялся приблизительно двумя столетиями. Однако в гробу откуда-то взялись эполеты английского офицера времен Крымской войны. Гроб был не очень старый, но кроме православного имел на крышке еще и католический крест. Эксперты нашли, что прах несомненно принадлежит Потемкину. Но откуда взялись католический крест и английские эполеты?
В июле 1986 года, отвечая на письмо историка Евгения Анисимова, который остался неудовлетворен результатами экспертизы, Богуславский заверил, что экспертиза останков сомнения не вызывает. Оригинальные гробы — деревянный с позолотой и свинцовый — исчезли во время революции. Католический гроб, слишком короткий для покойника, относится, вероятно, к 1930 году. Английские эполеты — из другого захоронения: свидетельство грабежа могил большевиками. Итак, в 1986 году князь Таврический был похоронен снова — если считать ясское захоронение и все эксгумации, — в восьмой раз.
Сегодня церковь св. Екатерины полна прихожан. Первое, что бросается в глаза при входе, — решетка вокруг белой мраморной плиты, в самой середине храма, под куполом. Надпись на ней гласит:
Фельдмаршал Светлейший князь
Григорий Александрович
Потемкин-Таврический
Родился 30 сентября 1739 года
Умер 5 октября 1791 года
Похоронен в сем храме 23 ноября 1791 года
По краям плиты — семь позолоченных медальонов с названиями взятых Потемкиным городов и датами.
Старушка, продающая свечи у входа, советует мне подождать священника. Отец Анатолий — представитель нового поколения православных священников — рад показать иностранцу могилу Потемкина. Склеп никто не открывал уже несколько лет.
Отец Анатолий зажигает шесть свечей и открывает незаметную дверь в деревянном полу. По ступеням, ведущим в темноту, он спускается первым, ставя восковые свечи на выщербинки в стене. Добираемся до маленького помещения, где когда-то висели иконы и стояли серебряный, свинцовый и деревянный гробы Потемкина. В середине склепа на небольшом возвышении — простой деревянный гроб с крестом на крышке. Священник зажигает еще несколько свечей и поднимает крышку гроба. Под ней — черный мешок с черепом и нумерованными костями князя Потемкина.
Остается только одна тайна: где сердце Потемкина? Его не похоронили в Голии вместе с мозгом и внутренностями, а положили в золотую урну. Но где она? Самойлов писал, что она находится под престолом церкви св. Екатерины в Херсоне, однако отец Анатолий уверяет, что никаких следов урны нет. По всей видимости, сердце Потемкина увез в 1818 году архиепископ Иов. В имение Браницкой? Или в Чижево, где сам светлейший просил похоронить его? Сегодняшние обитатели Чижево верят, что сердце Потемкина похоронено там, в той церкви, где он учился петь и читать.
Это было бы справедливо: империи, для которой столько сделал Потемкин, сегодня больше нет, и большую часть его завоеваний Россия потеряла. Если кости Потемкина остались на Украине, то сердце его, конечно, должно принадлежать России.

0

4

или еще вот что    Если жизнь этого человека была внезапным и необъяснимым взлетом к славе, то смерть и предшествовавшая ей опала показались современникам таким же необъяснимым падением. «Великолепный князь Тавриды», князь Григорий Потемкин, по словам Державина, «пал с высот и почестей» посреди степи, между Яссами и Николаевом. Просто лег на землю и умер, по официальной версии — от «перемежающейся лихорадки». Екатерина II державной и женской волей подтолкнула генерал-губернатора Новороссии, создателя Черноморского флота, основателя Николаева и Херсона к ожидавшей его пропасти. А причиной этого поступка императрицы стал «греческий проект» князя Тавриды, истинный смысл которого и поныне покрыт надежной завесой тайны.

Генеральная идея

На сегодня о Потемкине известно многое, но не главное. Остается тайной за семью печатями «генеральная идея», которой он подчинил свою жизнь. Властолюбием и сластолюбием эта генеральная идея отнюдь не исчерпывается. От человека, которого скупая на комплименты императрица Екатерина считала великим и гениальным, в памяти современников и потомков остались одни лишь чудачества: бриллиантовые пуговицы на камзоле, шляпа, до того отягощенная драгоценностями, что за Потемкиным ее носил адъютант, необъяснимые приступы меланхолии, полудетская любовь к роскоши…

Но ведь было и иное: Хотин, Фокшаны, Ларга, Гагул и Цыбры, где Потемкин воевал с турками и брал в плен турецкие суда, затем — план овладения Крымом, который князь претворил в действительность, генерал-губернаторство в Новороссии, возведение городов в безлюдной степи и, конечно же, «греческий проект».

Проект этот состоял в том, чтобы, овладев Крымом и Северным Причерноморьем, уничтожить Турцию и возложить корону возрожденной Византии на голову одного из внуков Екатерины — цесаревича Константина. Имя для внука Екатерина выбирала, памятуя о византийских планах Потемкина, а сам князь, совершенно неожиданно для императрицы, выбрал для будущей возрожденной Византии столицу. И не Константинополь-Стамбул, а Николаев, основанный им на земле древней Ольвии.

Любовь Потемкина к основанному им Николаеву осталась для современников одним из чудачеств князя. Да, основал посреди степи город, да, хотел быть в нем похороненным, а основанный им же Херсон терпеть не мог и называл «гробом». Почему же Николаев? Почему в последнем своем путешествии «великолепный князь Тавриды» стремился именно к этому городу? Что было особенного и дорогого для князя в этом обычном для Юга Российской империи городе-верфи? Планы Потемкина, касающиеся Николаева, так и остались тайной, но некоторый свет на них проливает история любви князя к прекрасной гречанке, Софии Витт-Потоцкой, будущей хозяйке уманского парка.

0

5

а также вот это     Потемкин желал быть похороненным в Николаеве, но по иронии судьбы и воле императрицы Екатерины его похоронили в Херсоне, городе, который князь называл «гробом». В Николаевском областном архиве, в журнале исходящих казенных писем за 1791 год, содержатся ценные исторические сведения о болезни, смерти и похоронах князя. Эти сведения присутствуют в копиях ордеров, писем и рапортов, написанных в сентябре—ноябре 1791 года первым строителем Николаева, полковником М.Фалеевым, подчиненным ему офицерам, вышестоящим начальствующим лицам и особам духовного звания. Они повествуют о следующем.

29 сентября 1791 года М.Фалеев получил из Ясс от доверенного лица князя Потемкина и начальника его канцелярии генерал-майора В.Попова известие о том, что «...его светлости болезнь усугубилась, и все врачи сомневаются в его жизни». В тот же день Фалеев выехал почтовым трактом в Яссы. 3 октября он сообщил оттуда обер-интенданту Николаевского адмиралтейства подполковнику С.Афанасьеву, что «...после опасного усиления болезни почувствовал его светлость облегчение и изволил дать мне знать, что вскоре отправится в Николаев и будет иметь там пребывание до совершенного выздоровления...»

4 октября 1791 г. больной Потемкин покинул Яссы и выехал в Николаев. В сопровождавшей его свите находился и М.Фалеев, который в пути стал невольным свидетелем неожиданной смерти князя. Тело Потемкина было доставлено обратно в Яссы, где врачи произвели его бальзамирование. Потрясенный этим событием, М.Фалеев писал в Николаев, что «мы лишились великого и милосердного нашего начальника светлейшего князя Григория Александровича, он, ехавши в Николаев, в 37 верстах от Ясс 5 октября окончил жизнь свою в поле, оставя всем вечное сожаление, а мне неутешительную горесть, через 4 дня вынос будет его телу...»

13 октября состоялась траурная церемония, после которой М.Фалеев выехал в Николаев, а тело Потемкина оставалось в Яссах до особого на то распоряжения императрицы. 29 октября М.Фалеев получил копию высочайшего рескрипта с повелением императрицы о погребении тела Потемкина в Херсоне, где в уважение заслуг князя перед отечеством было повелено установить ему памятник.

2 ноября М.Фалеев отправил В.Попову письмо, в котором просил оказать содействие в погребении тела Потемкина именно в Николаеве. При этом он писал, что «...лучше если б оно погребено было в городе Святого Николая, который он (Потемкин) воздвигнул в память Очаковской победы и столько любил его, что желал остатки дней своих проводить в монастыре Спасско-Николаевском, на строение которого и план мне дал подписанный своею рукой. Возрадовалась бы душа его, взирая с небес на тело, в котором она была, что оно погребено в любимом его граде, здесь же и церковь во имя его ангела воздвигнута. Херсон не мог он терпеть, почитай то место очень нездоровым, и для того там никогда ночевать не хотел и как бы поздно ни было, уезжал в Богоявленск: не рассудите ли, милостивый государь, о сем доложить государыне? А между тем сделать в Херсоне склеп, в коем положить на время тело, пока в Николаеве освятится церковь».

Но просьба М.Фалеева так и не была удовлетворена. Мало того, даже маршрут движения траурного кортежа с телом Потемкина был проложен из Ясс в Херсон не кратчайшим путем — по почтовому тракту через Николаев, а в объезд его, степью. Только благодаря содействию архиепископа Екатеринославского Амвросия маршрут движения траурного кортежа удалось изменить, да и то уже в пути его следования. В Богоявленске траурная церемония была проведена в домовой церкви племянницы князя, графини А.Браницкой.

26 ноября М.Фалеев в письме В.Попову сообщил, что «сего месяца 23 числа тело покойного светлейшего князя в Херсонской соборной церкви предано земле с подобающей церемонией, место для погребения выбрано пристойное... об оном имею поднести при сем план расположения означенной церкви. Прилично бы тут было поставить бюст, сказывают, что есть в Санкт-Петербурге сделанный и очень похож, а нет, так можно бы сделать в Италии: я прилагаю при сем идею оному и ежели сия не годится, милостивый государь, прожектировать искуснейшим художникам, а подпись попрошу я Василия Петровича сделать... Не было человека, кто бы не пролил горчайших слез при сем случае, я не меньше имел побуждения к тому. Вспоминал отзывы его светлости о Херсоне, он всегда называл его гробом и будто предчувствовал, что там погребену ему быть. Отдавши последний долг усопшему, возвратился я в Николаев...»

Потемкин так и не был похоронен в Николаеве. Несостоявшейся столице возрожденной Византии предстояло жить своей собственной жизнью, без поддержки князя. И продолжать помнить о нем.

0

6

можно было рассказать и про    Софию Витт, гречанку по происхождению, муж которой по протекции Потемкина стал комендантом Херсона. Супруги Витт появились в Российской империи по приглашению князя. София, считавшая себя наследницей обедневшего, но знатного греческого рода, была одной из самых обворожительных женщин XVIII столетия. Она ненавидела Османскую империю и мечтала о возрождении своей родины — поверженной Греции-Византии. Потемкин тоже не относился к числу друзей Оттоманской Порты и через своих агентов на Балканском полуострове держал руку на пульсе этой переживавшей не лучшие времена империи.

Потемкина и Софию свели общие интересы, но удерживала друг около друга страсть. Князь стремился исполнить любую прихоть Софии. «Ему всё было нипочем, лишь бы удовлетворить желание или каприз обожаемой им женщины, — писала современница Потемкина, знаменитая французская портретистка Элизабет Виже-Лебрен. — Влюбленный в госпожу де Витт, он расточал перед нею самые изысканные любезности. Так, однажды, желая подарить ей кашемировую шаль безумно высокой цены, он дал праздник, на котором было до двухсот дам, а после обеда устроил лотерею, но так, что каждой досталось по шали, а лучшая из шалей выпала на долю самой прекрасной из дам». Стоит ли говорить о том, что «самой прекрасной из дам» оказалась София Витт… Но, конечно, дело не ограничилось кашемировой шалью. К ногам гречанки Софии Потемкин собирался бросить возрожденную Византийскую империю.

0


Вы здесь » Херсонский форум » Новости города » Достопримечательности города Херсона